Михаил Глинка | Светская жизнь
Publisher Theme
Art is not a luxury, but a necessity.

Михаил Глинка

0 6

Михаил Глинка

6.1 Обсудить Имя: Михаил Глинка (Mikhail Glinka) Отчество: Иванович Кто такой: историческая личность, композитор День рождения: 1 июня 1804 Место рождения: село Новоспасское, Смоленская губерния Дата смерти: 15 февраля 1857 (52 года) Причина смерти: узнать воспаление лёгких Где похоронен: узнать Тихвинское кладбище, Санкт-Петербург Рост: 160 см Знак Зодиака: Близнецы (характеристика) Восточный гороскоп: Крыса

Биография Михаила Глинки

Содержание статьи:

Михаил Иванович Глинка – выдающийся русский композитор, который оставил бессмертное наследие: оперы и симфонические произведения, камерно-инструментальные сочинения и романсы. Первая опера, сочиненная композитором, называлась «Жизнь за царя». Она стала первой национальной русской оперой, а на ее премьере присутствовала царская семья. Весь мир знает его «Камаринскую», «Вальс-фантазию», «Не искушай». Глинку, новатора музыкального искусства, считают родоначальником «нового русского языка» в музыке наравне с Александром Пушкиным в поэзии.

Михаил Глинка

Композитор Михаил Иванович Глинка

Детство, юность, семья

Михаил родился 1 июня 1804 года (по новому стилю) в семье Ивана Глинки и Евгении Глинки-Земельки в селе Новоспасское Смоленской губернии. Его родители приходились друг другу троюродными братом и сестрой, но это не остановило их любовь. Невзирая на протесты семьи, они тайно обвенчались в церкви.

Оба принадлежали к старинному дворянскому роду, семья жила на доходы от кирпичного и конного заводов и владела крупным имением, в котором были установлены фонтаны, оборудованы оранжереи.

У Миши был старший брат Алексей, скончавшийся в младенчестве, поэтому появление будущего композитора на свет стало большим утешением для родителей, горевавшим о потере первенца. Сестра Глинки, Людмила Ивановна Шестакова, впоследствии писала:

По рассказу матери, после первого крика новорождённого, под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался громкий голос соловья с его восхитительными трелями.

Радость родителей была омрачена поступком матери отца, Феклы Александровны, которую в семье почитали и слушались беспрекословно. Женщина заявила, что сама вырастит внука, поскольку «одного сына они уже не сберегли». До шестилетнего возраста Миша практически не выходил из жарко натопленной комнаты, а если такое случалось, то его укутывали в шубу вне зависимости от времени года.

Самыми памятными днями для мальчика были летние поездки в церковь, где он слушал торжественное пение и замирал при звучании колоколов.

Я был весьма набожен и обряды богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, наполняли мою душу живейшим поэтическим восторгом. Выучась читать чрезвычайно рано, я нередко приводил в умиление мою бабку и ея сверстниц чтением священных книг. Музыкальная способность выражалась в это время страстью к колокольному звону; я жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на двух медных тазах ловко подражать звонарям. В случае болезни приносили малые колокола в комнаты для моей забавы.

После смерти бабушки воспитанием мальчика занялась мама. Она пыталась приучать изнеженного Мишеньку к свежему воздуху, подвижным занятиям, но время было упущено.

Тем не менее, мальчик рос послушным, учился французскому языку и рисованию, читал книги, которые ему привозил дальний родственник. Книги были интересными, о путешествиях и открытиях Васко да Гамы, благодаря им Глинка увлекся географией.

В о том, как в нем проснулась страстная любовь к музыке, Михаил Иванович рассказывал позже в своих записках:

У батюшки иногда собиралось много гостей и родственников. В таком случае посылали обыкновенно за музыкантами к дяде моему, брату матушки. Музыканты оставались несколько дней, и когда танцы за отъездом гостей прекращались, играли, бывало, разные пьесы. Однажды (помнится, что это было в 1814 или 1815 году, одним словом, когда я был по 10 или 11-му году) играли квартет Крузеля с кларнетом; эта музыка произвела на меня непостижимое, новое восхитительное впечатление — я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в неизъяснимо томительно-сладкое состояние и на другой день во время урока рисования был рассеян; в следующий урок рассеянность еще увеличилась, и учитель, заметя, что я рисовал уже слишком небрежно, неоднократно журил меня и наконец, однако ж, догадавшись, в чем дело сказал мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке; «что же делать? — отвечал я, — музыка — душа моя.

Дальнейшим образованием Глинки занималась выписанная из Петербурга гувернантка Варвара Кламмер, обучавшая его не только грамматике, иностранным языкам, но и музыке. И хотя первые уроки были «механическими», Миша быстро научился читать ноты и играть на фортепиано. На скрипке его учил играть музыкант из дядиного оркестра.

В конце 1817 года родители отправили Михаила в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Денег на образование сына отец не жалел: Глинка изучал алгебру и геометрию, зоологию и географию, а также пять языков – латынь, немецкий, английский, французский и персидский. Вскоре Михаил сам стал репетитором по алгебре, а вот хорошо танцевать и фехтовать так и не научился.

Учебу в пансионе молодой человек совмещал с частными занятиями музыкой. Его учителями были ирландский композитор Джон Филд, затем пианист Шарль Майер. Гувернером у Глинки в то время был поэт Вильгельм Кюхельбекер, вскоре познакомивший его с Александром Пушкиным и Антоном Дельвигом. Друзья искренне хвалили первые музыкальные импровизации Михаила.

Уже по окончании пансиона начинающий композитор много сочинял, в частности, написал романсы «Не искушай меня без нужды» на стихи Евгения Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на стихи Александра Пушкина.

Позже он отправился с зятем на Кавказ. Пятигорск и Кисловодск произвели на Глинку неизгладимое впечатление своим колоритом, а в особенности национальной музыкой. Именно благодаря Глинке в России услышали знаменитую «Лезгинку», зазвучавшую в опере «Руслан и Людмила» в составе «Персидского хора» семнадцать лет спустя.

Творчество Михаила Глинки

В 1824 году композитор утроился на государственную службу – был помощником секретаря Главного управления путей сообщения. Его хватило на четыре года, а после издания Николаем Павлищевым «Лирического альбома», в котором было несколько написанных Глинкой пьес, он полностью посвятил себя музыке.

Первым опубликованным произведением Михаила Глинки стал романс «Да будет благословенна мать». В год восстания декабристов композитор сочинил свою первую музыку для хора.

Событие на Сенатской площади потрясло Михаила до глубин души, он вскоре переехал обратно в свое имение. Там композитор написал новые романсы, по большей части печальные, в том числе – на стихотворение Василия Жуковского «Бедный певец».

В 1826 году Глинка снова приехал в Санкт-Петербург и пробыл там еще два года, общаясь со многими известными людьми того времени, в том числе с Александром Грибоедовым, Владимиром Одоевским.

В столице у него начались проблемы со здоровьем, и врач посоветовал поехать за границу, пожить в теплом климате не менее трех лет. Михаил отправился в Италию, изучал там вокальный стиль бельканто, сочинял пьесы в миланском стиле, вдохновлявшись местной оперой.

Он постоянно посещал театр, стараясь не пропускать ни одной премьеры, ездил по стране, восхищаясь Болоньей, Пармой, Неаполем, познакомился с популярными итальянскими композиторами Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. Некоторое время старался им подражать, но вскоре затосковал и писал домой, что итальянцем быть не может, продолжает работать как русский. Из Италии Михаил поехал в Берлин, побывал в Вене. Появилось еще несколько романсов и пьес.

Вполне оправившийся, Глинка вернулся домой. Поселившись в Санкт-Петербурге у Алексея Стунеева, задумался о дальнейшем. Между тем, у него зрели мысли о создании какого-либо большого музыкального произведения в национальном русском духе. Бывая на вечерах у Жуковского, композитор вскоре определился с сюжетом благодаря другу. Вот как он писал об этом:

Он жил в Зимнем дворце, и у него еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов и вообще людей, доступных изящному. Назову здесь некоторых: А. С. Пушкин, князь Вяземский, Гоголь, Плетнев — были постоянными посетителями. Гоголь при мне читал свою «Женитьбу». Князь Одоевский, Вельегорский и другие бывали также нередко. Иногда вместо чтения пели, играли на фортепьяно, бывали иногда и барыни, но которые были доступны изящным искусствам. Когда я изъявил своё желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренно одобрил моё намерение и предложил мне сюжет «Ивана Сусанина». Сцена в лесу глубоко врезалась в моём воображении; я находил в [ней] много оригинального характерно русского.

К 1836 году опера под названием «Жизнь за царя» была полностью сочинена. Репетиции были открытыми и проходили при полных залах. Этим произведением был открыт новый сезон Петербургского Большого театра. Посвященная императору Николаю I опера была представлена широкой публике 9 декабря. Вспоминая премьеру представления и то, как ее приняло общество, Глинка написал в своих записках:

Великолепный спектакль эпилога, представляющий ликование народа в Кремле, поразил меня самого; Воробьева была, как всегда, превосходна в трио с хором. Успех оперы был совершенный, я был в чаду и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустили занавес. Меня сейчас после того позвали в боковую императорскую ложу. Государь первый поблагодарил меня за мою оперу, заметив, что нехорошо, что Сусанина убивают на сцене; я объяснил его величеству, что не был на пробе по болезни, я не мог знать как распорядятся, а что по моей программе во время нападения поляков на Сусанина занавес должно сейчас опустить, смерть же Сусанина высказывается сиротою в эпилоге. После императора благодарила меня императрица, а потом великие князья и в. княжны, находившиеся в театре. В скором времени я получил за оперу императорский подарок: перстень в 4000 руб. ассигнациями. Он состоял из топаза, окружённого тремя рядами превосходнейших бриллиантов.

Спустя несколько месяцев, Михаила Ивановича назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы. Певчим, по его мнению, не хватало мастерства, и он давал им уроки сольфеджио, даже написал несколько учебных пьес для хора.

В ту пору Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила» на сюжет поэмы Пушкина. Но поэт погиб на дуэли, и он на время отложил эту мысль. Композитор отправился на Украину, чтобы провести новый набор певчих в императорскую капеллу. Под впечатлением от страны и ее людей Глинка написал еще два романса «Гуде вiтер» и «Не щебечи, соловейку».

В 1839 году Михаил Иванович ушел со службы в чине коллежского асессора. Спустя три года состоялась премьера долгожданной оперы «Руслан и Людмила», вызвавшей шквал критики из-за того, что во время пятого акта царская семья покинула ложу.

Глинка винил в том декоратора, безобразно оформившего сцену: «Замок был похож на казармы, фантастические цветы авансцены были… гадко размалеваны самыми простыми красками…Одним словом это была не декорация, а западня для актеров», – вспоминал композитор. Тем не менее, опера шла в театре весь сезон.

Большое влияние на Михаила Ивановича оказал гостивший в Санкт-Петербурге Ференц Лист. Он писал:

У Одоевского Лист сыграл à livre ouvertнесколько номеров «Руслана» с собственноручной, никому еще не известной моей партитуры, сохранив все ноты, ко всеобщему нашему удивлению. Обращение и приемы Листа не могли не поразить меня странным образом, ибо я тогда не был еще в Париже и юную Францию знал только понаслышке. Кроме очень длинных волос, в обращении он иногда прибегал к сладкоразнеженному тону (mignаrdisе), по временам в его обращении проявлялась надменная самоуверенность (arrogance). Впрочем, несмотря на некоторый тон покровительства, в обществах, особенно между артистами и молодыми людьми, он был любезен, охотно принимал искреннее участие в общем веселии и не прочь был покутить с нами. Когда мы встречались в обществах, что случалось нередко, Лист всегда просил меня спеть ему один или два моих романса. Более всех других нравился ему «В крови горит». Он, в свою очередь, играл для меня что-нибудь Chopin или модного Бетховена.

В 1844 году композитор отправился во Францию. В Париже он свел знакомство с популярным в то время Гектором Берлиозом и отдал ему некоторые свои произведения для концертной программы. Их успех был так велик, что Глинка решил дать самостоятельный сольный концерт, а после лестных отзывов отправился в Испанию.

Там сочинил оркестровую пьесу «Арагонская охота», впечатленный природой и атмосферой страны. В числе других произведений, которые успел создать композитор, – симфоническая фантазия «Камаринская», объединившая в себе разные стили и ритмы.

Личная жизнь Михаила Глинки

К тридцати годам Глинка, уже известный композитор, еще не был женат. Друзья посмеивались над его неприспособленностью и бытовой беспомощностью. Тем более поразило близких в 1835 году известие о том, что Михаил женился на Марии Ивановой – барышне малообразованной, без состояния и ничем непримечательной.

Сам музыкант считал, что обрел добрую, порядочную и рассудительную жену, о чем писал в письме к своей матери. То, что он совершил большую ошибку, Глинка понял спустя несколько месяцев после свадьбы. Марию не интересовали чаяния мужа, она стала изводить его своими требованиями завести шикарный выезд, бывать в свете. А главное, музыку она просто ненавидела.

Ссоры и скандалы стали почти ежедневным явлением, и композитор старался реже находиться дома. Когда же через несколько лет он узнал, что супруга не таясь ему изменяет, о чем судачил весь Петербург, расстался с ней.

Неудачная женитьба не заставила Глинку навсегда забыть о женщинах. Однажды, будучи в гостях у своей сестры Марии, композитор познакомился с молоденькой преподавательницей Екатериной Керн, дочерью той самой Анны Петровны Керн, которой Пушкин посвятил стихи. Незаметно для себя он увлекся очаровательной девушкой.

Екатерина была на 14 лет моложе, но так образованна и умна, что Михаил никак не мог наговориться с ней. Керн вдохновила его на написание романса «Я помню чудное мгновенье». Отношения переросли в страстный роман, несмотря на то, что Глинка официально считался женатым.

Такое положение было тягостным для девушки, и Михаил Иванович ломал голову над тем, как оформить развод и жениться на любимой Екатерине Ермолаевне. Скандальное известие о том, что его жена тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым, дало композитору возможность затеять бракоразводный процесс. Но судебное дело внезапно приняло странный оборот: священник, обвенчавший пару, заявил, что делал это за подкуп, по наущению Глинки.

Развод затянулся на долгих шесть лет. За это время Керн уехала на Украину, где избавилась от их общего ребенка. Деньги на это дал ей Михаил. Позже композитор скажет, что очень сожалеет о том решении, так как любил детей и хотел стать отцом… но в законном браке с Екатериной Ермолаевной.

Когда в 1847 году Глинка наконец получил долгожданную свободу, оказалось, что он не готов снова связывать себя семейными узами. Он подолгу находился за границей, Керн обижалась. Музыкант писал матери письма о «разрушенном идеале», а в очередной приезд пришел к бывшей любимой, чтобы навсегда с ней проститься. Глинка так и умер бездетным холостяком.

Смерть и память

В 1856 году всемирно известный композитор, так и не закончив новую симфонию «Тарас Бульба», снова отправился за границу. Обосновавшись в Берлине, он стал изучать творчество Иоганна Себастьяна Баха и других выдающихся немецких музыкантов, писал музыку на церковнославянские тексты, но в феврале 1857 года заболел.

Серьёзная простуда и обострение болезни печени не дали Глинке возможности поправиться. 15 февраля в возрасте 52 лет новатор русского музыкального искусства скончался и был похоронен на берлинском Троицком лютеранском кладбище.

Весной того же года сестра композитора, Людмила Ивановна Шестакова, перевезла прах брата в Санкт-Петербург. Глинку перезахоронили на Тихвинском кладбище, там же было установлено скромное надгробие.

Кенотаф и памятник в виде колонны с бюстом Михаила Ивановича стоит на русском православном кладбище в Берлине. Дореволюционные памятники были установлены в Смоленске и Киеве, позже его именем были названы улицы различных городов.

Имя Глинки увековечено также на мемориальных досках, о его жизни и творчестве созданы фильмы. В картине «Глинка» 1946 года композитора сыграл Борис Чирков, а в художественной ленте Григория Александрова «Композитор Глинка» 1952 года главного героя воплотил Борис Смирнов.

В честь композитора названы многочисленные организации культуры, после смерти Михаила Ивановича помимо музыкального, осталось и литературное наследие – воспоминания, письма, мемуары.

Интересные факты

  • Михаил Глинка никогда не отказывался поучаствовать в домашних театрализованных представлениях, к примеру, нарядившись в кисейное белое платье и рыжий парик, исполнял роль донны Анны в интродукции «Дон Жуана» Моцарта. А в Царском Селе давал представление с хором придворных певчих – собственную серенаду «Лила в черной мантии».
  • Композитор вспоминал и другие невинные развлечения и интересные знакомства:

    …ездили за 200 вёрст в Новгородской губернии село Марьино, к графине Строгановой. Я участвовал в представлении нескольких сцен из “Barbiere di Seviglia” Россини в роли Figaro. За это нас там угощали несколько дней. Летом того же 1828 года Михаил Лукьянович Яковлев — композитор известных русских романсов и хорошо певший баритоном, — познакомил меня с бароном Дельвигом, известным нашим поэтом. Я нередко навещал его; зимою бывала там девица Лигле, мы игрывали в 4 руки. Барон Дельвиг передавал для моей музыки песню «Ах ты, ночь ли, ноченька», и тогда же я написал музыку на слова его же «Дедушка, девицы раз мне говорили», эту песню весьма ловко певал М. Л. Яковлев.Тогда же (сколько помнится) познакомился я с известной фортепианисткой Шимановскою, у неё были две дочери: Целина и Елена. Они изрядно пели. Я был maestro на музыкальных вечерах Шимановской — исполняли иногда и мою музыку. Там, если не ошибаюсь, встретился я с известным поэтом Мицкевичем, он тогда ухаживал за Целиной, на которой впоследствии женился.

  • В Советском Союзе знаменитую оперу Глинки «Жизнь за царя» переименовали сразу после революции. Она стала называться «Иван Сусанин». Либретто по идеологическим соображениям переработали до неузнаваемости. Именно с роли Ивана Сусанина в этой опере начал свое восхождение к всемирной славе известный певец Федор Шаляпин. Только в 1989 году опера была восстановлена в ее изначальном варианте.
  • Весной 1849 года Михаил Глинка поселился в Варшаве, где сошелся с местными музыкантами Курпинским, Фрейером и другими. Также он стал ухаживать за дочерью местного трактирщика Эмилией Ом. Девушка вдохновила его на творчество – композитор создал там романс на стихотворение Адама Мицкевича Rozmowa (в русском переводе – «О милая дева»). Тогда же были сочинены романсы «Адель», «Песнь Мери» и композиция «Финский залив», которую Глинка посвятил императрице Александре Федоровне.
  • Важные события в жизни

  • 1822 год: окончил Благородный пансион при Императорском университете в Санкт-Петербурге.
  • 1823 год: путешествовал по Кавказу. Побывал в Кисловодске и Пятигорске.
  • 1824 год: поступил на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения.
  • 1825 год: написал романс «Не искушай».
  • 1828 год: ушел в отставку со службы.
  • 1829 год: впервые издан «Лирический альбом», куда были включены несколько пьес.
  • 1830 год: отправился в путешествие по Италии, Германии.
  • 1832 год: написал романс «Венецианская ночь», «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепиано.
  • 1833 год: написал «Патриотическую песню» (с 1990 по 2000 год – гимн России).
  • 1834 год: написал симфонию на две русские темы, романс «Я здесь, Инезилья».
  • 1835 год: женился на дальней родственнице, Марии Ивановой.
  • 1836 год: состоялась премьера оперы «Жизнь за царя».
  • 1839 год: написал ноктюрн «Разлука», «Вальс-фантазию», романс «В крови горит огонь желанья», свадебную песню «Дивный терем стоит».
  • 1840 год: написал вокальный цикл «Прощание с Петербургом» – 12 романсов в числе которых – «Попутная песня», «Жаворонок». Написал роман «Я помню чудное мгновенье».
  • 1842 год: состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». Написал музыку к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский».
  • 1845 год: написал Испанскую увертюру №1.
  • 1846 год: развелся с Марией Ивановой.
  • 1847 год: создал фортепианный цикл «Привет Отчизне».
  • 1848 год: написал фантазию «Камаринская», романсы «Слышу ли голос твой», «Заздравный кубок», «Песнь Маргариты».
  • 1851 год: написал Испанскую увертюру №2.
  • 1855 год: написал песню «Молитва» («В минуту жизни трудную»).
  • 1856 год: написал романс «Не говори, что сердцу больно».
  • 15 февраля 1857 года – дата смерти композитора.
  • Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Узнай Всё Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11 +7 931 269 84 49

    Михаил Глинка

    Михаил Глинка

    Полина Абдулова редактор

    Источник: uznayvse.ru

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.