Аида Ведищева
6.9 Обсудить Имя: Аида Ведищева (Aida Vedishcheva) Настоящее имя: Ида Вайс Отчество: Соломоновна Кто такая: певица День рождения: 10 июня 1941 (83 года) Место рождения: Казань Рост: 170 см Семейное положение: в браке Знак Зодиака: Близнецы (характеристика) Восточный гороскоп: Змея
Биография Аиды Ведищевой
Содержание статьи:
Аида Ведищева – советская, а затем американская эстрадная певица, эмигрировавшая из в США в 1980 году, не в силах больше терпеть развернувшейся в её адрес травли. Её необычайный голос волновал и радовал сердца советских людей, с восторгом слушавших композиции «Песенка о медведях», «Гуси-гуси», «Вулкан страстей», «Лесной олень» и другие.
В 2013 году о певице был снят документальный фильм «Список Лапина. Запрещенная эстрада». Картина повествует о том, как идеологические жернова судьбы перемололи знаменитых в свое время артистов, вынужденных искать применения своим талантам в чужих странах.
Аида Ведищева
Детство, юность, семья
Аида родилась летом 1941 года в русско-еврейской семье врачей Соломона Вайса и Елены Емельяновой. Местом рождения девочки стала Казань, куда её родители переехали из Киева. Соломона Иосифовича, профессора, доктора медицинских наук, пригласили в местный мединститут читать лекции по стоматологии, также он возглавил терапевтическую стоматологию и стоматологию Казанского ГИДУВа. Елена Митрофановна была врачом-хирургом.
Самым страшным детским воспоминанием Иды стала война. Семья буквально жила в госпитале, и малышка часто прибегала к маме на работу. Хотя девочке было всего три года, она запомнила момент, когда мама приняла на операцию молоденького солдата, у которого было изуродовано лицо. О пластической хирургии тогда никто не знал, но Елена Митрофановна буквально по лоскутам собрала юноше новое лицо.
Ида была с детства нестандартной девочкой, весьма артистичной. Гибкая и пластичная, она с лёгкостью делала колесо и шпагат, занималась танцами. В четыре года у неё была гувернантка, обучавшая Аиду английскому языку.
Ей исполнилось десять, когда вся семья переехала сначала в Пермь, затем обосновалась в Иркутске, где её отец возглавил кафедру одонтологии в медицинском институте.
Дома все время звучала музыка, поскольку родственники мамы умели играть на музыкальных инструментах и устраивали домашние концерты. Училась музыке и Ида: сначала в школе, затем окончила музыкальное училище и устроилась на работу в Иркутский ТЮЗ, а позже пела на сцене музыкального театра. Параллельно, по настоянию родителей, она окончила институт иностранных языков, но призвание свое не оставила.
Музыкальная карьера
Решив стать актрисой, Аида, ещё учившаяся в инязе, уехала в Москву и за компанию с подругой попыталась поступить в «Щепку». Дойдя до последнего тура, искренняя и непосредственная девушка получила отказ. Она была уверена, что причина – в «нерусской» фамилии Вайс. Но рук не опустила и решила во что бы то ни стало добиться успеха на эстраде.
В течение года она стала солисткой Харьковской, затем Орловской филармоний. Певица, пришедшая на профессиональную сцену, поражала необычным и сильным голосом даже искушенных слушателей. Она сотрудничала с оркестром Олега Лундстрема, а затем с оркестром Леонида Утесова . Но Ведищевой хотелось большего.
Она начала строить сольную карьеру, выступая с ансамблями «Мелотон», «Голубые гитары», «Поющие новеллы». Прекрасное сопрано певицы приводило зрителей в восторг, но настоящая слава пришла к ней в 1966 году, когда Ведищева записала сразу несколько песен для художественных фильмов.
В их числе которых были «Все говорят: любовь – это яд» (совместно с Геннадием Ниловым) для фильма «Три плюс два», «Уходим в старину» для картины «Красное, синее, зеленое».
Лидером среди её шлягеров стала «Песенка о медведях» для фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница». За первые дни было продано около семи миллионов экземпляров пластинки. Вот только фамилии певицы даже не было в титрах.
В том же году Ведищева стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса советской песни, а вскоре был выпущен дебютный миньон «Поет Аида Ведищева» на фирме «Мелодия».
В 1968 году Аида стала дипломантом Международного фестиваля песни в польском Сопоте с композицией «Гуси, гуси». Конкурс обернулся для неё тяжелым испытанием, поскольку именно в день её выступления советские танки пошли в Прагу. Из Москвы пришла телеграмма: не допускать Ведищеву до выступления из опасений, что поляки освищут девушку из солидарности с чехами.
Аида ослушалась, более того, исполнила не одну песню, ранее одобренную, но и несколько других, в том числе «Будь со мною ласков» Шаинского, который и сам в те годы был не в чести. Публика была в восторге, Ведищевой рукоплескали и вызывали на бис, она заняла второе место.
Но после этого исполнительница попала в опалу у Фурцевой, руководство Гостелерадио взяло её «под колпак». Её песни были очень популярны в народе, но её никогда не приглашали на публичные мероприятия. А в официальных источниках можно было услышать фразочки вроде «Репертуар товарища Ведищевой сомнительный, у нее вульгарная манера исполнения и дефекты дикции».
…Когда я вернулась в Москву, Екатерина Фурцева выразила неудовольствие: не так пела, не то пела. На меня стали давить. У меня отбирали целые музыкальные коллективы. Когда я поняла, что всегда буду только за кадром, мне захотелось сделать программу, ни на кого не похожую. Мне приходилось давать по 30—40 концертов в месяц, чтобы прокормить свой коллектив. Я колесила по всей стране, в переполненных поездах — порой приходилось спать на третьей полке. Минкульт под предлогом, что коллектив сильный и профессиональный, взял и отправил его с концертом в дружескую Африку. Больше я ансамбля своего не видела, а мне сказали, что ничего, мол, я такая энергичная — еще один соберу. Я по наивности порадовалась тому, что так высоко оценили мои труды. С энтузиазмом начала репетиции с новыми музыкантами. Как только коллектив стал известен, его у меня… опять забрали.
Супершлягером в её исполнении стала песня «Помоги мне» для фильма «Бриллиантовая рука». Светлана Светличная , которой в фильме предстояла одна из первых сцен с обнажением тела, рассказывала, что голос Ведищевой помог ей справиться с нервным напряжением.
Также певица записала несколько песен для фильма «Белый рояль», в том числе композиции «Первая весна» и «Я буду ждать тебя».
В 1969 году вышла пластинка-гранд «Поет Аида Ведищева» на фирме «Мелодия», а в фонотеке Ведищевой появились работы для студии «Союзмультфильм». Она записала песни «Колыбельная медведицы» для мультфильма «Умка», «Чунга-чанга» («Катерок»), «Товарищ» («И мама меня простит»). За исполнение последней артистка была удостоена премии ЦК ВЛКСМ, а сама песня, автором стихов которой был студент-медик Олег Иванов, превратилась в гимн советской молодежи.
Первая половина семидесятых годов ознаменовалась выпуском пластинки-гиганта «Аида Ведищева» на фирме «Мелодия», куда вошли практически все лучшие песни артистки. Тогда же для фильма «Ох уж эта Настя!» была записана композиция «Лесной олень».
Большим ударом для Ведищевой стало то, что исполнить шлягер на популярном телефестивале «Песня года» пригласили не её, а Большой детский хор центрального телевидения и всесоюзного радио, который справился с задачей весьма посредственно.
Ведищева поняла, что отправилась в опалу вслед за Майей Кристалинской , Валерием Мулерманом, Ларисой Мондрус. Ведищева попала в «черный список» артистов, которым было запрещено выступать по ТВ. Таким было распоряжение нового руководителя Гостелерадио Сергея Лапина, по слухам, ярого антисемита. Якобы именно он обвинил Ведищеву в легкомысленном и вредном репертуаре, который не соответствует идеологическим доктринам КПСС.
В эмиграции
Прожив в фактической изоляции еще несколько лет, Ведищева приняла непростое для себя решение – эмигрировать с семьей в США. Она благодарила родителей, которые в своё время заставляли её учить английский язык, который так пригодился на новом жизненном этапе.
Она окончила театральный колледж, наняла продюсера, работавшего ранее с американскими звездами Барбарой Стрейзанд и Лайзой Минелли , после чего получила возможность выступать с сольной программой в Карнеги-холле. Ей удалось покорить американскую публику.
Переехав из Нью-Йорка в Калифорнию, Ведищева взяла себе псевдоним Удивительная Аида и организовала собственный театр, начала исполнять русские и цыганские романсы, ставила мюзиклы, в числе которых «Шедевр и поющая Свобода», который позже шел на Бродвее.
Она пела как на английском, так и на русском языках, писала стихи и музыку. В её репертуаре появились композиции «Баллада о Чернобыле», «Старый сад», «Я вернусь, Москва!». И Ведищева действительно вернулась в конце восьмидесятых годов, но… только в гости.
А на родине её не забывали. О жизни и творчестве артистки было снято несколько документальных фильмов, в том числе – «Аида Ведищева. Где-то на белом свете…», «Играя звезду», «Легенды музыки. Аида Ведищева».
В 2021 году в проекте «Точь-в-точь» певица Дарья Антонюк , перевоплотившись в образ Ведищевой, исполнила знаменитую песню «Лесной олень», которую Аида Соломоновна назвала песней о себе.
Личная жизнь Аиды Ведищевой
В 1961 году певица познакомилась с популярным артистом цирка, гимнастом Вячеславом Ведищевым. Аиде Вайс было всего 20 лет, когда она вышла за Вячеслава, который был на 12 лет старше, замуж. Мужчина дал ей более подходящую для советской сцены фамилию, от него певица родила своего единственного сына Владимира.
Именно муж представил Аиду Олегу Лундстрему, у которого она начала певческую карьеру. Он часто бывал за границей и привозил жене из гастролей ультрамодные наряды (это тоже сыграло свою роль в том, что в Минкульте певицу невзлюбили).
Вот только супруги оказались совершенно разными людьми. Чтобы это понять, им потребовалось 11 лет. Много лет спустя он тоже эмигрировал в США и даже приобрёл дом неподалеку от бывшей жены.
Вторым мужем певицы стал Борис Дверник, пианист и руководитель ансамбля «Мелотон», который сопровождал её на концертах. Вместе они эмигрировали в США, но там развелись. Борис был младше Аиды на девять лет. Для него, человека с очень тонкой душевной организацией, развод оказался последней каплей в череде неприятностей, и вскоре Дверник покончил с собой.
Ведищевой исполнилось 45 лет, когда она в третий раз вышла замуж. Супругу, бизнесмену Джею Маркоффу было 60, и он запрещал жене даже думать о сцене. Около трех лет Аида играла в благочестивую хозяйку дома и заботливую жену, но в конце концов не выдержала.
Развод был скандальным и, хотя у пары не было детей, длился примерно три года. В этот период врачи сообщили артистке, что у нее рак желудка третьей степени. Вопреки их предостережениям, Ведищева решила сделать операцию и пройти курс химиотерапии.
В период лечения и восстановления Аиду всеми силами поддерживал её друг Наим Беджим, израильский предприниматель. По словам певицы, он её буквально на руках носил, хотя иные мужья даже жен бросают в подобных ситуациях. Когда стало известно, что болезнь отступила окончательно, Ведищева вышла замуж в четвертый раз.
Аида Ведищева сейчас
Аида Соломоновна и сейчас живет в Калифорнии. После пандемии ковида она стала гораздо реже появляться на сцене, хотя не прекращала время от времени концертировать. Она всегда называла своей родиной Россию, благодарила Советский Союз за прекрасное образование и воспитание, но за более чем сорок лет Америка стала для неё вторым домом. Тем не менее, в почтенном возрасте артистка признавалась, что мечтает о большом концерте именно в России.
Интересные факты
Важные события в жизни
Узнай Всё Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11 +7 931 269 84 49
Марина Веселенко редактор
Источник: uznayvse.ru