6.2 Обсудить Имя: Петр Чайковский (Pyotr Tchaikovsky) Отчество: Ильич Кто такой: композитор, историческая личность День рождения: 7 мая 1840 Место рождения: пос. Воткинск, Сарапульский уезд, Вятская губерния Дата смерти: 6 ноября 1893 (53 года) Причина смерти: узнать холера Где похоронен: узнать Тихвинское кладбище, Санкт-Петербург Рост: 188 см Знак Зодиака: Телец (характеристика) Восточный гороскоп: Крыса
Биография Петра Чайковского
Содержание статьи:
Петр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор и дирижер, педагог и музыкальный критик. В его наследии имеются оперы и симфонии, музыка к балетам и кантаты, более сотни романсов и других произведений.
Первая симфония, сочиненная композитором, называлась «Зимние грезы», опера – «Воевода». Весь мир знает его «Вальс цветов», «Танец маленьких лебедей», «Славянский марш», цикл «Времена года». Один из родоначальников музыкального романтизма, Чайковский навсегда остался драматургом-психологом, гением нового направления в музыкальном искусстве.
Композитор Петр Ильич Чайковский
Детство и семья
Петр родился весной 1840 года в семье Александры (в девичестве Ассиер) и Ильи Чайковских в поселке Воткинск Сарапульского уезда Вятской губернии. Сейчас это крупный промышленный город в Удмуртии, а в доме, где родился Пётр Ильич, работает музей.
Рос вместе со старшим братом Николаем, младшей сестрой Александрой, младшим братом Ипполитом и близнецами Анатолием и Модестом.
Дедушка мальчика по отцовской линии, Петр Федорович Чайка, был лекарем, воевал с турками. Вернувшись с русско-турецкой войны, он решил «облагородить» фамилию и начал представляться Чайковским. Получив дворянство, служил городничим в городе Глазове Вятской губернии до самой смерти.
Дедушка по материнской линии, Михаэль Генрих Максимилиан Асье, приехал в Россию из Франции в качестве учителя французского и немецкого языков. Приняв вскорости русское подданство, изменил имя и фамилию и стал называться Андреем Михайловичем Ассиером. Служил на таможне, в Министерстве финансов, получил чин действительного статского советника.
Отец будущего композитора, Илья Петрович окончил Горный кадетский корпус Санкт-Петербурга и получил инженерную специальность. Первая его жена умерла рано, оставив на попечение вдовца дочь Зинаиду.
Через два года, в 1833, Илья Петрович женился на Александре Андреевне Ассиер, выпускнице Училища женских сирот. Вскоре семья переехала в Вятскую губернию, поскольку глава семьи получил должность начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода.
В их большом доме часто собирались гости, в том числе зарубежные. Музыку любили и отец, и мать – оба играли на музыкальных инструментах: он на флейте, она на арфе. Рассказывая о себе, Чайковский вспоминал, как потянулся к музыке:
Моя склонность к музыке проявилась в четыре года. Мать, заметив, что я испытываю самую большую радость, слушая музыку, пригласила учительницу, которая преподавала мне музыкальные основы. Вскоре я достаточно хорошо играл на фортепиано, так что я мог освоить все возможные модные вещицы. Мое быстрое продвижение, которое выражалось также в музыкальных импровизациях, не могло не вызвать удивления в тесном семейном кругу в заштатном, провинциальном местечке Вятской губернии на Урале, где прошли годы моего детства. Так продолжалось — причем мои природные способности к музыке не привлекали особенного внимания моих родителей, предназначавших меня к карьере чиновника.
Также в детстве Петр сочинял стихи на французском языке, но все же главной его любовью было музицирование.
Когда мальчику исполнилось десять лет, родители отвезли его в Санкт-Петербург, где определили в Императорское училище правоведения. Там он проучился девять лет и музыкой всерьез не занимался. Но под конец учебы отец нашел для Петра репетитора, пианиста Рудольфа Кюндингера. Именно ему Чайковский был благодарен за то, что тот помог ему понять свое истинное призвание.
Образование и путь к музыке
Когда Чайковскому было 14 лет, от холеры умерла мама. Отец заразился на ее похоронах, был при смерти, но выздоровел. Горе потери потрясло юную душу Петра, в тот момент он понял, что детство прошло.
Окончив училище и получив чин титулярного советника, молодой человек стал служить в Министерстве юстиции, занимался преимущественно делами крестьян и был уверен, что рано или поздно сменит службу на музыку.
Во время учебы, а затем и службы Чайковский регулярно бывал в оперном театре. Позже композитор признался, кто оказал на него наибольшее влияние в восприятии музыки:
Мне было шестнадцать лет, когда я услышал впервые «Дон-Жуана» Моцарта. Это было для меня откровением: я не в состоянии описать подавляющую силу испытанного мною впечатления. Вероятно, вследствие этого обстоятельства из всех великих композиторов я наиболее нежную любовь питаю к Моцарту. Мне кажется, что эстетические наслаждения, испытываемые в молодости, оставляют след на всю оставшуюся жизнь и оказывают огромное влияние на относительную оценку произведений искусства даже в более поздние годы. Это совпадение такого же рода, я думаю, и объясняет, почему из всех существующих опер, после «Дон-Жуана», я наиболее люблю «Жизнь за царя» Глинки – да, именно «Жизнь за царя, а не за «Руслана»! – и «Юдифь» Серова. Последняя опера была впервые дана в мае 1863 года, в чудесный весенний вечер. И вот наслаждение, доставляемое мне музыкой «Юдифи», всегда сливается с каким-то неопределённым весенним ощущением тепла, света, возрождения!
По совету отца Чайковский начал совмещать службу в департаменте и занятия музыкой. Он был одним из первых учеников Санкт-Петербургской консерватории, основанной на базе музыкальных классов Русского музыкального общества. Его учитель по сочинению и инструментовке Антон Рубинштейн посоветовал сосредоточиться на чём-то одном, и в 1863 году Чайковский оставил службу, полностью посвятив себя музыке. Его не страшила бедность, в которой пришлось жить, – он наконец обрел свободу. В 1865 году Пётр окончил консерваторию с отличием.
Творчество Чайковского
Чтобы заработать на жизнь, Чайковский набрал уроков на 50 рублей в месяц. На деньги отца он рассчитывать не мог – дела Ильи Петровича шли все хуже. Вскоре Петр Ильич переехал в Москву. Туда его пригласил брат Антона Рубинштейна Николай, предложивший начинающему композитору стать преподавателем в Московской консерватории, которая только-только создавалась.
Каждый год к строгому, но справедливому профессору поступало в обучение около сотни студентов. Тогда же, с марта по ноябрь 1866 года, он писал свою первую симфонию «Зимние грезы» и представил ее на концерте Русского московского музыкального общества.
Познакомившись с драматургом Александром Островским, который, как и Чайковский, посещал Аристократический клуб, он предложил написать либретто к опере по пьесе «Гроза», так как ранее уже написал увертюру. Но Островский сказал, что работа над оперой уже ведется, и предложил взамен сочинить музыку к комедии «Воевода, или Сон на Волге». Премьера оперы состоялась январе 1889 года в Большом театре и была тепло принята публикой. Но после ряда критических заметок в прессе Чайковский уничтожил всю партитуру.
Примерно в этот же период по совету члена объединения композиторов «Могучая кучка» Милия Балакирева Петр Ильич начал писать инструментальные произведения. Новую увертюру по сюжету трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» он сочинил за пару месяцев (первая версия была закончена осенью 1869, но окончательная была представлена публике лишь в 1880), затем отправился в путешествие за границу.
В Германии и Италии композитор написал пьесы «Юмореска» и «Ноктюрн», посвятив их своему ученику Владимиру Шиловскому, организатору и меценату поездки. В Баварии композитор увидел прекрасный замок Нойшванштайн, стоящий на озере Шванзее (букв. «лебединое озеро»). Вдохновившись увиденным, Пётр Ильич написал для узкого семейного круга детский одноактный балет «Озеро лебедей», из которого впоследствии был рождён четырёхактный балет «Лебединое озеро».
У самого Чайковского в то время были финансовые трудности. Поэтому, вернувшись в Москву, он стал писать критические статьи о музыкальных произведениях для «Русских ведомостей» и «Современной летописи».
В начале семидесятых Чайковский сочинил оперу «Опричник», которую несколько лет пытался поставить на сцене Мариинского театра.
Между тем, композитор приехал в Санкт-Петербург, где перед членами «Могучей кучки» исполнил свою «Вторую симфонию» (1872). Ему посоветовали создать еще одну симфонию на основе шекспировских произведений. Так была написана «Буря» (1873). За эту симфоническую фантазию Чайковского наградили лавровым веком и серебряным кубком.
В апреле 1874 года на сцене Мариинки состоялась премьера «Опричника», имевшая бурный успех у публики. Автора, присутствовавшего в зале, огромной толпой провожали поклонники от театра, до гостиницы, где он жил. Но в 1875 году на оперу был наложен запрет правительства – в ней нашли «революционные идеи».
С 1875 по 1876 год Чайковский писал цикл «Времена года», 12 фортепианных произведений о жизни в русской усадьбе, созданных по заказу издателя Николая Бернарда, выпускавшего нотный журнал «Нувеллист». В наши дни «Времена года» являются, пожалуй, наиболее часто исполняемыми произведениями великого композитора.
20 февраля 1877 года на сцене Большого театра состоялась премьера «Лебединого озера». Однако постановка провалилась, критики писали разгромные отзывы. Впрочем, возмущение касалось непосредственно хореографии:
…По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-нибудь слышал. По танцам «Лебединое озеро» едва ли не самый скучный, казённый и бедный балет из тех, что даются в России. Критик Герман Ларош
Следом Чайковский принялся за оперу «Евгений Онегин». 1877 года выдался крайне тяжелым для композитора: после скоропалительной женитьбы он едва не покончил с собой. В крайнем нервном возбуждении Петр Ильич вместе с братом уехал в Швейцарию. Судьба послала ему спасение в виде дружбы и материальной поддержки от Надежды фон Мекк, меценатки и почитательницы таланта Чайковского.
Она оплачивала его путешествия по миру, а чуть позже стала ежегодно выплачивать композитору по шесть тысяч рублей, что превышало его зарплату в консерватории в два раза. Благодаря этому Петр Ильич оставил работу и сосредоточился на искусстве.
В Швейцарии он сумел закончить «Евгения Онегина», принялся за Четвертую симфонию, музыкальное размышление о роли судьбы в жизни человека.
После премьеры «Евгения Онегина» (март 1879) на Чайковского обрушилась мировая слава. Он же продолжал усердно работать: сочинил оперу «Орлеанская дева», увертюру «1812 год», за которую был награжден орденом Святого Владимира IV степени.
В 1885 году Чайковского приняли в члены совета директоров Русского музыкального общества, он стал главой его московского отделения. Тогда же композитор купил имение Майданово неподалеку от подмосковного Клина. Там он написал оперы «Черевички» (1885) и «Чародейка» (1885-1887), симфонию «Манфред» (1885).
Вскоре композитор отправился на гастроли по Европе, по окончании которых решил немного пожить в Италии. Там, по повести Александра Пушкина «Пиковая дама», он написал одноименную оперу, воспользовавшись идеей брата:
…брат мой Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некоего Кленовского, но сей последний от сочинения музыки в конце концов отказался, почему-то не сладив со своей задачей. Между тем директор театров Всеволожский увлекся мыслью, чтобы я написал на этот самый сюжет оперу и притом непременно к будущему сезону. Он высказал мне это желание, и так как это совпало с моим решением бежать из России в январе и заняться сочинением, то я согласился.
К некоторым эпизодам Петр Ильич самостоятельно написал слова, как и арию Германа. Опера была представлена в декабре 1890 году в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре.
В январе того же года композитор представил на суд зрителей балет «Спящая красавица», вызвавший большой ажиотаж. Публика неистово аплодировала премьере, от криков «браво» сотрясался зал.
Через год Чайковский уехал на гастроли в Штаты и дал концерт на открытии Карнеги-холла. Вернувшись домой, композитор создал новые произведения – оперу «Иоланта» (1891) и балет «Щелкунчик» (1892), ещё одно из самых узнаваемых произведений композитора.
Последним шедевром Чайковского стала Шестая симфония, которую он посвятил своему племяннику Владимиру Давыдову. Невзирая на то, что почитатели его таланта восприняли ее довольно прохладно, сам Петр Ильич считал ее кульминационным своим произведением, о чем написал в одном из своих писем и дневнике:
Во время путешествия у меня появилась мысль другой симфонии… с такой программой, которая останется для всех загадкой… Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень плакал… С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я ею горжусь более, чем каким-либо другим моим сочинением.
Личная жизнь Петра Чайковского
По мнению некоторых исследователей-биографов, а также родных композитора, еще во время учебы в закрытом мужском Императорском училище правоведения у Петра Ильича проявились гомосексуальные наклонности. Якобы первый подобный опыт он испытал с одноклассником и будущим известным поэтом Алексеем Апухтиным.
Иные приводили в качестве доказательства переписку Чайковского с братом Модестом, также гомосексуалом, которому Петр жаловался на тяжесть своего положения «быть не как все».
Впрочем, на этот период в «чайковсковедении» наложено негласное табу из-за отсутствия достоверных источников.
Тем не менее, хорошо известно, что в 1868 году Чайковский страстно влюбился во французскую певицу Дезире Арто и даже сделал ей предложение. Но позже, рассказывая об этих отношениях, композитор признался, что на пути к их браку стояли препятствия:
Я очень подружился с Арто и пользуюсь ее весьма заметным благорасположением; редко встречал я столь милую, умную и добрую женщину. Вскоре мы воспламенились друг к другу самыми нежными чувствами, и взаимные признания в оных немедленно за сим воспоследовали. Само собой разумеется, что тут же возник вопрос о законном браке, которого мы оба с ней весьма желаем и который должен совершиться. Но… существовали некоторые препятствия. Подобно тому, как она не могла решиться бросить сцену, я, со своей стороны, колебался пожертвовать для нее всей своей будущностью, ибо не подлежит сомнению, что я лишился бы возможности идти вперед по своей дороге, если бы слепо последовал за ней. История с Арто разрешилась самым забавным образом; она в Варшаве влюбилась в баритона Падиллу…
Самым глупым своим поступком Чайковский называл женитьбу на бывшей студентке консерватории Антонине Милюковой, которая засыпала его любовными письмами. Совершил он это, по его же признанию, под давлением старенького уже отца и других родственников, мечтавших о женитьбе Петра.
В 1877 году он отправился к Антонине и, заявив, что любви к ней не испытывает, но будет благодарным другом, сделал ей предложение, которое девушка тут же приняла. А он позже искренне говорил:
На меня нашло какое-то безумие. Я вообразил себе, что непременно тронусь ее любовью ко мне, в которую я тогда верил, и непременно, в свою очередь, полюблю ее. Теперь я получил непоборимое внутреннее убеждение: она меня никогда не любила. Она приняла свое желание выйти за меня замуж за любовь. Как в голове, так и в сердце у нее абсолютная пустота; поэтому я не в состоянии охарактеризовать ни того, ни другого. Могу только уверить Вас честью, что ни единого раза она не высказала при мне ни единой мысли, ни единого сердечного движения. Она ни единого раза не обнаружила ни малейшего желания узнать, что я делаю, в чем состоят мои занятия, какие мои планы, что я читаю, что люблю в умственной и художественной сфере.
Антипатия к жене перекинулась и на ее родственников, нервы Петра не выдержали. Хотя они так и не развелись до конца дней, жить с Милюковой Чайковский не желал. Бросив супругу, он поздней осенью спустился к Москва-реке, намереваясь замёрзнуть в холодной воде, заболеть воспалением легких и затем умереть. Некоторые биографы отрицают факт попытки самоубийства, но не отрицают, что в 1877 году композитор переживал глубокий душевный кризис.
Выбраться из него ему помогла Надежда фон Мекк, писавшая Петру Ильичу трогательные проникновенные письма и поддерживавшая его финансово. Вдова железнодорожного магната признавалась, что очарована музыкальным творчеством Чайковского и им самим. Около четырнадцати лет велась эта переписка, но встретились нежные друзья лишь однажды: мельком на прогулке.
Смерть и память
В 1893 году всемирно известный композитор, почетный доктор Кембриджского университета и член-корреспондент парижской Академии изящных искусств готовился к очередному гастрольному туру. Был конец октября, когда в Петербурге началась эпидемия холеры.
Врач Лев Бертенсон, которого вызвали родные к заболевшему Чайковскому, заявил, что у того холера «в самой злой форме». Прометавшись в болезни четыре дня, 25 числа (по старому стилю) великий композитор скончался. Узнав об этом, император Александр III распорядился организовать похороны за счет личных средств.
Церковь, в которой отпевали Петра Ильича, не могла уместить всех желающих попрощаться. Люди толпились возле нее, караулили у его дома, чтобы проводить Чайковского в последний путь.
Нашлись и «доброжелатели», распространившие слух о самоубийстве композитора. Ими оказались наследницы Николая Римского-Корсакова, заявлявшие, что покойный выпил мышьяк по приговору «суда чести». Позже оказалось, что это была месть «девиц» за отвергнутые притязания на замужество.
Петра Ильича Чайковского похоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
После смерти композитора в память о нем снова прозвучала Шестая («Патетическая») симфония. Исполнил ее оркестр под управлением Эдуарда Направника.
С течением времени в разных городах Советского Союза были созданы музеи, в том числе Государственный дом-музей Петра Ильича Чайковского в Клину. Там же был установлен памятник композитору работы скульптора Веры Мухиной. Памятники гению русского музыкального искусства также стоят в Москве и Санкт-Петербурге, Владимире и Гомеле, Каменке и Симферополе. В 2013 году скульптура Петра Ильича появилась в саду Каирского оперного театра.
Имя Чайковского увековечено также на мемориальных досках, о его жизни и творчестве созданы фильмы. В картине «Третья молодость» роль композитора сыграл Олег Стриженов , в двухсерийной художественной ленте «Чайковский» главного героя воплотил Иннокентий Смоктуновский .
В честь композитора названы многочисленные организации культуры, а в Пермском крае в 1955 году появился город Чайковский.
После смерти Петра Ильича помимо музыкального, осталось огромное литературное наследие – учебники, литературные произведения, статьи, письма. Изданы несколько томов переписки Чайковского с фон Мекк и другими близкими ему людьми.
Интересные факты
Моя система работы очень похожа на ремесленную, т. е. абсолютно регулярная, всегда в одни и те же часы, не позволяя себе никаких поблажек. Музыкальные идеи возникают во мне, как только я отвлекаюсь от посторонних для меня соображений и забот и приступаю к задаче, над которой работаю. Большинство моих идей, кстати, приходят ко мне во время ежедневных прогулок, и, ввиду моей исключительно плохой музыкальной памяти, я беру с собой тетрадку. Материал для музыки, то есть мелодия, гармония и ритм, несомненно, неисчерпаем. Через миллион лет, если предположить, что музыка, какой мы ее знаем, еще существует, тогда те самые семь нот нашей диатонической гаммы, в их мелодических и гармонических сочетаниях, оживленные ритмом, будут и дальше служить источником новых музыкальных идей.
…но которые еще и сочиняют и притом придают своим сочинениям гораздо большее значение, чем рецензийным работам! …Их однобокий и неизбежно предвзятый подход к своей задаче порождает многое совершенно прискорбное… Необходимо, чтобы рецензентом или критиком был человек, специально посвятивший себя этой работе и любящий ее безгранично; более того, чтобы он следил за событиями, происходящими в его области, лишь в качестве беспристрастного наблюдателя. Посредством такого добровольного отказа от роли арбитра композитор-рецензент смог бы предотвратить немало вреда, который он иначе нанесет музыкальной профессии, а также вернуть себе тот душевный покой и покой, которые вполне для него не может быть и речи, пока он будет упорно пытаться совместить эти два занятия.
Важные события в жизни
Узнай Всё Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11 +7 931 269 84 49
Марина Веселенко редактор
Источник: uznayvse.ru